synchasvetlana (synchasvetlana) wrote,
synchasvetlana
synchasvetlana

Categories:

Невьянские иконы

Светлана Сынча-Форсова
На выставку  "Невьянские иконы" я попала в Крыму, осматривая залы Керченского историко-археологического музея.
Я была наслышала о таком направлении в иконописи и решила  посмотреть эти иконы.
"Невьянская школа иконописи сложилась в середине XVIII века у старообрядцев Среднего Урала. Покровительство  богатых уральских горнозаводчиков позволило создать мастерские в г. Невьянске. Характерной особенностью невьянской школы является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию XVI-XVII веков,
со влиянием стилей нового времени- барокко и классицизма"-  так  пишут специалисты об этих иконах.


IMG_3662.JPG
"Оранта" - "Молящаяся Богоматерь". Икона расшита речным жемчугом.
Представители старообрядческой среды не принимали и не заказывали чужих икон. Все старообрядческие иконы писали темперой, масляные краски не использовали. Старообрядцы не ставили даты на иконах цифрами, только буквами от Сотворения мира.
IMG_3672.JPG
Икона "Святой Николай Чудотворец"с избранными святыми на полях.
Мой неискушенный взгляд отметил большое количество бисера,жемчуга на самых старинных иконах и вышивку в которой использовались уральский самоцветы. А из камней, которые вы видите на этой фотографии, мастера толкли порошок,который использовался в красках  для иконописи.

(без названия)
Иконы писались натуральными красками,некоторые из них получали из минералов добываемых на Урале.

Как пишут искусствоведы: "Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота: пластинками сусального золота покрывалась вся икона. Листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску, которой предварительно покрывался левкас). Золотой фон просвечивал сквозь тонкий слой красок, что придавало иконе особую теплоту. Кроме того, мастера владели различными способами обработки золотого фона: гравировкой, цвечением, черневым узорочьем.

IMG_3660.JPG
Иконы и Евангелие напрестольное  с иллюстрациями XVI век.
Получавшаяся при этом фактурная (неровная) поверхность по-разному преломляла лучи света, создавая впечатление, что икона сама светится своим особым светом, за что и называли ее светоносной. Оттенки ярких синих, зеленых, красных красок в сочетании с золотом притягивают и останавливают на себе взгляд. Золото всегда находилось в гармонии с основным цветовым решением иконы. Оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, победное сияние добра"(
https://studbooks.net/1033469/kulturologiya/harakternye_osobennosti_nevyanskoy_shkoly_ikonopisi)
(без названия)
Старообрядческий иконописец за работой.
(без названия)
Праздничные сарафаны женщин-старообрядок.
(без названия)
Съезд старообрядцев - иконописцев. Екатеринбург,1901 год.
IMG_3625.JPG
Работы современных невьянских мастеров. Вверху икона "Богоматерь милующая"(серебро ювелирное,узорочье).
(без названия)
Общий вид выставки "Невьянские иконы".

IMG_3667.JPG
Tags: Мой Крым 2019, Невьянские иконы, старообрядцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чудеса нашего журнала

    Друзья,прошу вашего совета. В блоге,часть вертикальных фотографий оказались перевернуты набок. Было все нормально. Вот, например,…

  • У моря. Беглые заметки. Часть, 4

    Светлана Сынча-Форсова Я купила билет до Симферополя ,ехала и пыталась включить сенсоры своей души:) с мыслью: "Куда же мне поехать дальше и…

  • Керчь. Беглые заметки. Часть,3

    Светлана Сынча-Форсова На мой взгляд,исторический центр в Керчи небольшой. Все основные достопримечательности находятся рядом,практически на одной…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments